Власюк Вера Николаевна

Опыт работы "Дидактические игры в работе воспитателя по формированию слоговой структуры слова"

07 декабря 2022

Актуальность
Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка. 

   В логопедической работе часто на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это является одной из причин возникновения дисграфии и дислексии у детей в школьном возрасте. Затруднения в произношении звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведут к тому, что звук, а не слог, становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова (З.Е. Агранович).

Эффективность коррекционной работы по преодолению нарушения слоговой структуры слова определяется соблюдением некоторых принципов:

  • Работа проводится поэтапно «от простого к сложному»;
  • Одновременное развитие речедвигательного и речеслухового навыка;
  • Учет индивидуального дефекта нарушения слоговой структуры слова;
  • Взаимосвязь в работе по преодолению нарушения слоговой структуры слова логопеда, воспитателя и родителей.

Параллельно с работой по совершенствованию слоговой структуры слова проводится работа над звуконаполняемость слов, коррекцией звукопроизношения, так как все это – решающие факторы в фонетически правильном формировании у ребенка слова. Данная работа должна вестись с учетом ведущего вида деятельности детей – игры, с применением наглядности. Формирование слоговой структуры слова - долгий процесс и ребенку каждое занятие должно быть интересно.

Поэтому проблема коррекции слоговой структуры слова посредством использования дидактических игр одна из актуальных в системе работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Проговаривая слова, словосочетания и предложения отраженно и самостоятельно, дети учатся правильно воспроизводить ритмический рисунок слова.

Проблема
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих общим недоразвитием речи. Данный вид нарушения у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстаёт от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. У большинства из этих детей в той или иной степени присутствует искажение слоговой структуры слова, которые признаны ведущими и стойкими в структуре речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи. Практика логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова – одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с детьми, имеющими системные нарушения речи. 

Цель: использование в коррекционной работе со старшими дошкольниками с ОВЗ дидактических игр, направленных на формирование слоговой структуры слова.    

Задачи:

1.Использовать в работе воспитателя по коррекции нарушений слоговой структуры слова новые современные ИКТ.

2.Соблюдать принципы коррекционной работы, направленные на преодоление нарушений слоговой структуры слова, для достижения наиболее эффективных результатов.

3.Побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес ребенка к занятию.

  Планируемые результаты:

  1. Дети будут произносить правильно слова разной слоговой структуры.
  2. Без ошибок воспроизводить цепочки слогов.
  3. Повысится речевая активность детей.
  4. Корректируется поведение и преодолеются психологические трудности, снимится эмоциональное напряжение и тревожность.

 Все мы любим, играть в различные игры, а дети особенно. Сегодня я бы хотела вам показать, как можно, играя, учить, корректировать и овладевать слоговой структурой слова.

Предлагаю вашему вниманию многофункциональные дидактические пособия, предназначенные как для коррекции нарушения слоговой структуры слова, так и для автоматизации звуков:

  • Игра «Гусеница»

Цель:  упражнять детей в умении делить слова на слоги, запоминая их последовательность, формировать  навык слогового и фонематического анализа слова, развивать мелкую моторику и сенсорику.

Ход игры:  детям предлагается определить количество слогов в слове (с использованием   наглядности или на слух) и выложить соответствующее количество цветных фишек на изображение гусеницы (пуговицы, крышечки, ракушки, камешки или другой материал).

  • Игра «Пчелка»

Цель: упражнять детей в определении количества слогов в словах, формировать навык слогового и фонематического анализа слова, закреплять умение детей ориентироваться на листе бумаги.

Ход игры: предлагаю детям наглядный материал (картинки), выложенные по порядку на доске, в каждом слове нужно определить количество слогов и, перелетая с цветка на цветок игрушкой – пчелкой спросить ребенка на цветке какого цвета сидит пчелка (каждому слогу соответствует один цветок).

Так же можно произносит слова на слух, определяя количество слогов в слове, перемещая игрушку-пчелку по цветкам.

  • Игра «Путешествие на воздушном шаре»

Цель:  закреплять умение делить слова на слоги, закреплять правильное произношение звуков в словах с разной слоговой структурой, упражнять в соотношении количества слогов в слове с цифрой.

Ход игры:  детям предлагается определить количество слогов в слове (картинка) и вставить картинку в корзину воздушного шара так, чтобы количество слогов в слове соотносилось с той цифрой, которая указана на корзине воздушного шара, четко произнося слово по слогам.

  • Игра «Собери слово»

Цель:  упражнять детей в составлении слов из слогов, формировать навык слогового и фонематического анализа слов, закреплять правильное произношение слов с разной слоговой структурой, овладевать чтением слогов и слов различного слогового состава, развивать произвольное внимание, закрепление лексических тем «домашние животные», «дикие животные», «фрукты».

Ход игры:  детям предлагается выложить  слово под картинкой, где находиться один из слогов, остальные слоги нужно правильно расставить и прочитать это слово, затем сделать звуковой анализ слова.

Игра «Слоги и слова»

 

Цель игры:  закреплять умение делить слова на слоги, запоминая их последовательность, упражнять в правильном произношении звуков в словах, овладевать чтением слов и слогов различного слогового состава, запоминать некоторые грамматические нормы русского языка, развивать произвольное внимание, мелкую моторику рук.

Ход игры:  детям предлагается собрать пазл,  который состоит из картинки, слова  и слогов данного слова  (можно начинать собирать пазл с картинки, слова или слогов данного слова). Задание усложняется, нужно к каждому слогу подобрать картинку, начинающуюся на данный слог.

  • Игра «Собери бусы»

Цель:  упражнять детей в умении составлять короткие и длинные слова из различных слогов, формировать навык слогового анализа слов, упражнять навыки чтения слов и слогов, развивать мелкую моторику и сенсорику.

Ход игры:  разделить детей на команды и предлагается им собрать слова из слогов, которые написаны на различных фигурах,  затем нанизать их на веревочку, чтобы получились «бусы». Выигрывает та команда, которая быстрее и правильно соберет слова. Вопросы, – какие слова  вы подобрали, сколько их, какие слова у вас получились одинаковые, а какие разные?

  • Игра «Посчитай-ка»

Цель:  упражнять детей в определении количества слогов в словах, учить сравнивать слоговые составы двух слов, устанавливая между ними равенства или неравенства, закреплять навык деления слов на слоги, используя математические знаки: «=»,  « «»,  упражнять в умении исправлять выложенные неравенства в каждом из двух слов.

Ход игры:

1 вариант – предложит ребенку прохлопать в ладоши столько раз, сколько слогов в каждом из двух слов, запомнить их количественный состав; сравнить в каком их них слогов больше или меньше и вставить в предложенную схему. Можно выкладывать символы слогов, а для сравнения использовать  цифры.

2 вариант – предложить ребенку уже выложенное заранее равенство (или его неравенство) и предложить подобрать слово (картинку) для равенства, т.е. подобрать слово с такой же слоговой структурой; для неравенства – с другой (меньшей или большей) слоговой структурой.

  • Игра «Ребусы» (интерактивная)

Цель игры: упражнять детей в умении разгадывать ребусы, упражнять слогом синтезе, развивать логическое мышление и зрительную память, закреплять в делении слов на слоги, развивать интерес к интерактивным играм.

Ход игры: детям предлагается отгадать ребусы и сделать слоговой анализ отгаданных слов.

  • Игра «Дикие и домашние животные» (интерактивная)

Цель игры: закрепить лексические темы «дикие животные» и «домашние животные», активизировать словарный запас по этим темам, закреплять слоговой анализ слова, продолжать развивать интерес к интерактивным играм.

Ход игры: предлагаю детям «убрать» диких животных от домашних животных так, в слове, у которых имеется один слог, затем – два слога и т.д.

  • Игра «Что лишнее?»(интерактивная)

Цель игры: упражнять детей в умении классифицировать предметы по общему признаку, закреплять лексические темы, расширять и активизировать словарный запас, закреплять умение делить слова на слоги.

Ход игры: предлагаю детям «убрать» лишний предмет, объяснить почему?  Затем назвать слова и дать слоговой анализ данного слова.

Литература

https://multiurok.ru/files/mastier-klass-dlia-piedaghoghov-loghopiedichieskik.html

Оставить комментарий: